Портфолио должно не просто демонстрировать работы, а показывать, какие задачи вы решали, какой результат получили. Типичные ошибки — отсутствие контекста, плохая структура, лишняя информация и нечёткая роль в проекте. Важно оформлять кейсы понятно, обновлять портфолио регулярно и распространять его через разные платформы.
Мне не раз приходилось нанимать дизайнеров — и в роли клиента, и в роли работодателя. Я пересмотрел сотни портфолио — от опытных специалистов до новичков, только что окончивших обучение. В какой-то момент я начал замечать общие паттерны, выявлять типичные недостатки. Сегодня расскажу о десяти вещах, которые мешают портфолио работать.
Если вы хотите избежать этих ошибок и сразу выстроить сильную презентацию своих работ — приходите на курс по графическому дизайну. На нём вы получите системные знания, разовьёте визуальное мышление и научитесь собирать портфолио, которое говорит за вас.
Ошибка 1: непонимание задач портфолио
Конечно, можно просто собрать картинки по всем своим проектам, разбить их на кейсы, загрузить на Беханс или Дипрофайл, по запросу присылать ссылку. Такой подход работает, если:
- в данный момент в профессиональном плане у вас всё хорошо и стабильно;
- вы готовите работы для поступления на специальность «Графический дизайнер», где акцент чаще делается на творческий подход и насмотренность, а не на коммерческие кейсы.
Но если перед вами стоит другая задача (устроиться на работу, найти клиента, повысить узнаваемость в профессиональной среде), тогда ваши работы должны помогать достичь цели.
Работодателю важно узнать, как вы подходили к решению вопросов, как был организован процесс. Клиенту будут интересны метрики, на которые вы повлияли, сколько времени занял весь проект.

Взгляните на своё портфолио глазами клиента, подумайте, чего в нём не хватает
Ошибка 2: отсутствие контекста
На платформах типа Behance часто попадаются кейсы, в которых нет никаких сведений: какая стояла задача, что за клиент, что интересного было в проекте, как дизайнер нашёл решение.
Просто куча иллюстраций, картинок с какими-то интерфейсами, мокапами, фотографиями. Какие бы красивые ни были эти картинки — ценность такого портфолио для ваших потенциальных клиентов или работодателей стремится к нулю. Лучше расскажите про проект, про клиента, про процесс работы, опишите основные моменты.

Каждый дизайн-проект нужно описать
Ошибка 3: желание показать всё, что есть
Такое часто делают начинающие дизайнеры с небольшим количеством проектов. Им кажется, что наличие всего 2–3 кейсов в портфолио говорит о некомпетентности, отсутствии опыта. Поэтому они пытаются закинуть туда всё, что могут найти: студенческие работы, какой-нибудь баннер, фотографии.
На самом деле гораздо эффективнее показать 2-3 проработанных кейса, подробно их описать, хорошо оформить. Общее впечатление от такой презентации будет лучше.
Ошибка 4: попытка копировать чужое
Начинающие дизайнеры часто не знают, как собрать классное портфолио. Они просто копируют приёмы и стиль более опытных коллег. В самом копировании, как методе обучения, ничего плохого нет. Но важно помнить, что ваши работы конкурируют с другими — они должны выделяться, а не сливаться с ними.

Придумайте свои приёмы, стиль оформления, тогда ваше портфолио запомнится
Ошибка 5: плохое превью
Иногда дизайнеры уделяют превью слишком мало внимания. Просто берут первую картинку из кейса и используют её. Здесь важно понимать, что ваше превью будет соперничать с обложками других соискателей, которые появляются в общей выдаче.
Пройдитесь по конкурентам, подумайте, как вы можете выделиться. Сделайте скриншот выдачи, примерьте в него своё превью. Попросите друзей посмотреть на примеры секунд пять, спросите, за какой из вариантов зацепился глаз. Если среди них не будет вашего, подумайте, почему так происходит, переделайте картинку, повторите эксперимент снова.

Превью должно привлекать внимание, интриговать, чтобы захотелось открыть и изучить кейс подробнее
Ошибка 6: плохая вёрстка
Попадаются портфолио, особенно в формате pdf, вёрстка которых сделана хуже, чем работы в нём. Так происходит, когда дизайнер бросает все силы на оформление и описание кейсов, а основной pdf-файл доделывает по остаточному принципу. Это ошибка, потому что само оформление — тоже ваша работа. По нему можно определить уровень профессионализма.
Ошибка 7: не указана ваша роль в проекте
В некоторых кейсах показано вообще всё на свете: дизайн сайта, брендинг, иллюстрации, создание шрифта. Но дизайнер, в чьём портфолио лежит этот кейс, мог делать там только какую-то определённую часть работы. Чтобы не создавать ложных впечатлений, лучше указать вашу роль. Не забудьте при этом упомянуть других участников команды.

Обязательно указывайте всех участников проекта
Ошибка 8: использование только одной платформы
Распространённая ошибка — размещать презентацию о себе только на одной платформе, например, Беханс (Behance). Но ваша потенциальная аудитория может быть где угодно. Чем больше каналов дистрибуции вы используете, тем лучше: Беханс, Дипрофайл, Дрибл, Телеграм.
Не забывайте про персональный сайт. Во-первых, создание сайта всегда полезно в плане упаковки себя, и в процессе вы много чего поймёте. Во-вторых, ссылка не на общедоступную платформу, а на свой сайт всегда прибавляет вам веса как профессионалу. Кстати, про то, как я создавал все версии своего персонального сайта, вы можете прочитать у меня в телеграм-канале.
Публикуйте свои кейсы на всех возможных площадках, таким образом вы увеличите шанс стать замеченным.
Ошибка 9: много лишней информации
Некоторые дизайнеры любят рассказывать о своих взглядах на жизнь, дизайн, искусство, о том, как учились в детстве в художественной школе, как им всё это нравится. Немного «жизни» — может быть хорошей идеей, но не переборщите. Вещи, которые не имеют отношения к конкретным работам, лучше оставить для соцсетей.
Ошибка 10: убеждённость, что только одного портфолио достаточно
Портфолио — это не волшебная штука, которая сама по себе будет притягивать клиентов, как думают многие. Это всего лишь начало. Можно сидеть и ждать, когда на ваш аккаунт в Behance кто-то зайдёт и предложит работу мечты. А можно отправлять портфолио потенциальным клиентам и работодателям, рассказывать о себе в соцсетях, на профильных конференциях и вообще везде, где это уместно. Помимо просто большего охвата вы сможете получить фидбэк, который поможет улучшить кейсы.
Портфолио — это ваша профессиональная презентация. От того, насколько ясно и честно вы рассказываете о себе через кейсы, зависит первое впечатление, доверие и дальнейшее сотрудничество. Если хотите разобраться, как выстроить структуру кейса, какие детали стоит показать и как оформить проект понятно и сильно — читайте отдельную статью «Создание портфолио графического дизайнера».
- Научим создавать логотипы, дизайн упаковки, фирменный стиль, рекламные баннеры, айдентику
- Дадим безлимитную обратную связь по учебным и реальным проектам
- Подарим 2 курса: нейросети и английский для дизайнеров
Краткое содержание
Сколько кейсов должно быть в портфолио начинающего дизайнера?
2 проработанных кейса — уже достаточно. Главное — не количество, а глубина: покажите ход мысли, процесс, результат.
Нужно ли подписывать свою роль в командном проекте?
Обязательно. Если над кейсом работала команда, уточните, за что именно отвечали вы. Это помогает работодателю понять ваш реальный вклад, профессиональные навыки.
Можно ли включать учебные проекты?
Да, только честно скажите, что это учебный проект.