

Рассказываем, что учитывать при выборе шрифтов для логотипа. Какие бывают, как выбрать и сочетать, варианты с засечками и без. Также разберем лого известных компаний. Какие решения популярные бренды используют для создания запоминающихся образов?
Разработка эмблемы для компании или персоны не обязательно означает, что придется выбирать нужное начертание в кириллице или латинице. В некоторых случаях изображение может обходиться и без букв. Но если решено работать сразу со шрифтом, его нужно подобрать так, чтобы он вписывался в концепцию: не вызывал разночтений с картинкой, соответствовал общему стилю и миссии. Выбирать из готовых вариантов получится не всегда: часто нужно рисовать набор с нуля, прорабатывать геометрию каждой буквы.
Когда можно использовать готовые наборы, а когда стоит прибегнуть к разработке собственных, где подойдет строгий, а где веселый и смелый стиль в начертании — малая часть из того, что должен знать и уметь графический дизайнер.
А в этом материале пройдемся по основным принципам: вот что можно использовать для создания логотипа и текста рядом.
Какой шрифт использовать в логотипе: советы по выбору

Такой шрифт подошел бы для логотипа технологической компании или стартапа. freepik.com
Какие шрифты будут подходить для дизайна эмблем и символов хорошо, а какие — хуже, и почему? Однозначного ответа здесь нет: теоретически где-то всегда может существовать проект компании, куда впишется самое стандартное решение.
На практике же точно найдется как минимум несколько вариантов с сомнительной репутацией. Вот с чем лучше не связываться:
- Comic Sans
— один из самых спорных и ненавидимых шрифтов, изначально разработанный на английском языке. Винсент Коннаре изначально вдохновлялся оригинальными начертаниями в американских комиксах, но дальше всё пошло не так. Набор применяли везде, где только можно, и вскоре использование шрифта стало считаться дурным тоном. - Papyrus
дизайн которого знаком многим по первому фильму Avatar, тоже явно не входит в рейтинг лучших, если речь о создании индивидуального лого. Причины здесь похожи на предыдущий случай: это достаточно заезженное решение, которое в свое время приелось и дизайнерам, и обычным людям. Есть претензии и к основной идее: хотя шрифт задумывался как наследие письменности древнего народа, индивидуальные особенности здесь разглядеть сложно. - Arial
Подходит для набора длинного, информативного текста, но практически бесполезен, если нужно подготовить узнаваемую, индивидуальную эмблему для компании или человека. Это хороший выбор, если нужно быстро донести смыслы, и не очень, когда есть потребность вызвать определенную эмоцию, ассоциацию с организацией или персоной.Стать человеком, который точно знает, что не так с Comic Sans, а какие шрифты использовать для логотипов вполне можно, реально на курсе графический дизайнер: в рамках программы научат создавать рекламную упаковку, эмблемы для компании или личного бренда и многое другое. Студенты «Логомашины» на занятиях получат не только теорию и практику с преподавателями. Еще ученикам дадут возможность поработать в дизайн-студии школы, собрать портфолио и уверенно выйти на рынок труда.
Базовые принципы
- Не забывайте про сферу деятельности компании: выбранное решение должно отражать не только эмоции и настроение. В логотипе современной технологической компании странно смотрелся бы шрифт, имитирующий рукописный. Для небольшой рукодельной мастерской вряд ли подошло бы что-то минималистичное и строгое.
- Убедитесь, что готовую надпись легко прочитать в нескольких масштабах. Крутой и красивый дизайн на поверку может оказаться нежизнеспособным на визитке или ручке.
- Какой выбор сделать: нестареющая классика или новый тренд? Если заказчика не пугает, что через какое-то время логотип будет выглядеть не очень свежим (вспомните Lobster из 2010-х), можно последовать моде. Для более долгоиграющих решений подойдут классические шрифты.
Визуальная привлекательность — не единственное, что стоит учитывать при выборе гарнитуры. Посмотрите, получается ли с ее помощью передать суть и миссию бренда, соответствует ли «характер» рисовке логотипа, сфере деятельности компании, эмоциям и ассоциациям, которые нужно вложить в текст и графику.
Как много шрифтов следует использовать в лого

Для создания одного логотипа подойдет два, максимум три шрифта, как здесь. freepik.com
Чтобы не попасть в положение «играл со шрифтами и проиграл», лучше не перегружать большим количеством наборов один логотип. Два (как на примере выше) или три — допустимый максимум.
Это базовое правило типографики, и оно работает не только для создания эмблем: аналогичным принципам следуют и при разработке макетов. При этом разными можно считать как различные начертания шрифтов из одного и того же семейства, так и полностью неродственные.
Как сочетать шрифты для логотипов

Подходящие шрифты для логотипов можно сочетать, выбирая разные начертания внутри одного семейства или шрифтовые пары. freepik.com
Гармонично комбинировать несколько штук сразу можно несколькими способами. Самый простой, если не хотите слишком рисковать — поиграть с начертаниями из одного и того же набора. Это консервативный выход, если нельзя слишком выходить за рамки.
Другой вариант — подобрать пару. Учитывайте, что один в любом случае будет ведущим, а другой — фоновым. По этой причине не получится поставить рядом два слишком ярких. Такие будут «перекрикивать» друг друга, создавать видимый визуальный шум.
Примеры пар шрифтов, которые хорошо сочетаются на логотипах:
- Oswald x Bonvenocf
- Fontatica 4 °F Regular x Croogla 4 °F Light
- TT Compotes Basilic x Iskra CYR Regula
Специально не даем длинный список готовых решений: чтобы получить интересный, дизайнерский результат, важно усвоить базовые правила и научиться составлять собственные пары. Помните про отличия (между выбранными вариантами должны быть хоть какие-то), ищите схожести в конструкции и решайте сами, «дружат» шрифты или нет. Сочетаемость — достаточно субъективный критерий, который часто остается на усмотрение дизайнера. Если видите гармонию и можете объяснить визуалом, почему эти двое (или трое) вместе, всё в порядке.
Виды шрифтов для логотипов
При разработке эмблемы можно использовать практически любую гарнитуру: не существует специально разработанных только для создания логотипов шрифтов. Идеально подходящий вариант — это нередко не готовый набор, а тот, который дизайнер самостоятельно отрисовал под проект.
Serif font

Для логотипа Vogue выбрали стильный шрифт семейства Didot с засечками. vogue.com
Шрифт, который давно в типографике журнала Vogue — Didot Font Family. Он подходит для сферы деятельности компании, воплощает утонченность моды «не для всех». Засечки дополнительно напоминают о старых традициях и долгой истории бренда: это одна из функций строгих шрифтов для логотипов.
Sans serif font

Вариант без засечек — шрифт Futura Light для логотипа Calvin Klein на английском. ro.calvinklein.com
Другой вариант, если нужно не напоминать о традициях и богатой истории компании, а наоборот сделать акцент на современность — семейства без засечек (sans serif fonts). Такое, например, не постеснялись использовать в Calvin Klein: логотип выполнен на основе облегченного Futura Light font.
Акцидентные

Шрифт текста для этого логотипа родился из ручных подписей братьев Дисней: Уолта и Роя. disney.com
Такие шрифты имитируют рукописные и чаще разрабатываются под проект: готовый набор может не подойти. На примере выше — логотип The Walt Disney Company. Официальной гарнитуры от компании так и не появилось, но еще в 2000 г. по мотивам эмблемы был разработан бесплатный вариант от энтузиаста: Waltograph.
Гротеск

Здесь использовали простой дизайн шрифта для логотипа: эмблему Panasonic сделали на базе Helvetica. holdings.panasonic
Гротеск не всегда означает «кричащий» и «перетягивающий на себя одеяло». Часто это хорошо заметный и читаемый шрифт. На примере выше — лаконичный логотип Panasonic, выполненный с помощью Helvetica. Она подходит и для разработки скромной эмблемы, и для набора текста.
Лучшие современные шрифты с засечками для логотипов

Красивые, современные шрифты для лого могут быть и с засечками: сейчас в тренде light-вариации. behance.net
Кажется, что строгие штрихи не вписываются в тренды, но на самом деле сейчас такие шрифты переживают второе рождение. Популярны не всякие вариации: любовь дизайнеров завоевали, как на фото выше, «тонкие и звонкие» light font версии. На примере выше — ED Lochaline, который появился чуть меньше года назад и до сих пор не сдает позиций.

Еще один красивый английский шрифт для логотипа — совсем тонкий и невесомый
Outlook Font Duo — еще один модный шрифт для логотипа на английском, если хочется еще более легких линий и невесомой геометрии.
Шрифты известных логотипов компаний

Сложно сказать, какой шрифт использовали для логотипа Coca Cola: в новой версии его сильно переработали. coca-colacompany.com
Мы уже разобрали несколько таких решений и продолжаем: на что опираются и как делают эмблемы в других популярных компаниях? Обычно над крохотным логотипом с нуля или в рамках ребрендинга работает целый штат дизайнеров, и не один месяц.
Подбор готовой гарнитуры работает не всегда: чаще типовые семейства шрифтов дорабатываются под нужды компании.
The Coca Cola Company в логотипе использовала существенно переработанный Спенсеровский шрифт. Это начертание, популярное в США, не набор или гарнитура, а скорее стиль письма от руки на английском.

До 2016 года в логотипе для Fanta использовали шрифт с округлой, мягкой геометрией.
coca-cola.com/by/be/brands/fanta
Для логотипов Fanta в одной из старых версий (до 2016) использовали уютный, округлый дизайнерский шрифт, не полностью повторяющий, но близкий к Jabberwub font. В обновленной версии можно заметить более грубые и слегка кривоватые очертания, тоже похожие на рукописные, как если бы надпись рисовали широким маркером.

Обновленный логотип Fanta более графичный, рубленый, резковатый.
coca-cola.com/by/be/brands/fanta
В Google обошлись без существенных изменений: новый логотип выполнен на базе Product Sans font. Старая версия эмблемы основывалась на Catull font: редизайн сделали в 2015.

Дизайн шрифта для логотипа Google почти не изменился: базовый Product Sans лишь слегка наклонили. design.google
Краткое содержание
Какой шрифт можно использовать для логотипа?
Зависит от ценностей и настроений, которые хотите отразить в эмблеме, сферы деятельности компании или человека, если речь о личном бренде. Лучше не брать разве что совсем устаревшие и наскучившие решения: Comic Sans, Lobster, Papyrus, Arial.
Что нужно учитывать при подборе шрифтов для логотипа?
Кроме визуала смотрите на читабельность, масштабируемость: хорошо, если готовую работу можно будет разместить и на вывеске, и на визитке. В частных случаях можно ориентироваться на пожелания заказчика. Если производство сувениров не планируется, жизнеспособность в самых маленьких масштабах можно не закладывать.
Сколько вариантов шрифтов допустимо использовать для одного логотипа?
Не больше двух-трех, иначе получится сумятица. Консервативный вариант — комбинировать разные начертания из одного семейства. Более креативный — выбрать существующую пару из гарнитур, которые точно хорошо смотрятся вместе, или собрать свою.
Какие виды дизайна шрифта для логотипа существуют?
Глобально — с засечками и без. В дополнительные классификации входят акцидентные (имитируют почерк человека) и гротескные (хорошо заметные).