

Насмотренность в графическом дизайне — не просто умение отличать хороший макет, логотип или набросок от плохого. Это глубокое понимание визуальных принципов, стилей, трендов и способов их применения. Умение формируется годами, но не само по себе: процесс потребует активной работы над собой.
Навыки графического дизайнера — не только про умение владеть нужными программами и техниками: еще потребуются развитые софт-скиллы, знание основ маркетинга. Всему, что нужно для успешного старта в дизайне, можно научиться на курсах в Логомашине. Дополнительно к основной программе студенты смогут выбрать мини-курсы, из которых узнают, как работать с нейросетями или искать первых заказчиков.
В этом материале разбираем, как развить насмотренность в дизайне и что это вообще такое: обсудим самые интересные способы прокачать профессиональный кругозор.
Базовые правила
Сначала расскажем про общие принципы: они подойдут для любого способа тренировки насмотренности для дизайнера.
- Активное потребление визуальной информации. Внимательно изучайте работы признанных мастеров, анализируйте композиционные решения, выбор цветовой палитры, типографику, иерархию элементов. Обращайте внимание на детали: как создается настроение, как взаимодействуют элементы, какие эмоции вызывает работа.
- Анализ и деконструкция. Не ограничивайтесь просто любованием. Разбирайте работы на составные части. Задавайте вопросы: какие шрифты использовали? Почему именно эта палитра? Как построили композицию?
- Активные эксперименты. Чтобы «насмотренный» багаж остался в голове, важно практиковаться. Повторяйте увиденные принципы композиции, сочетания цветов, идеи. Готовая работа не обязательно должна получиться удачной: главное — закрепить то, что увидели.
На ежедневной основе прокачивать насмотренность проще, если подписаться на тематические рассылки и каналы, следить за известными студиями (в соцсетях и на сайте). Еще неплохо бы читать специальные журналы: можно приобретать печатные версии или пользоваться электронными.
Другой интересный принцип — междисциплинарность в дизайне. Что это значит? Междисциплинарный подход предполагает синергию идей, методов и принципов из самых разных областей. Вдохновение можно черпать из научных исследований, художественных произведений, музыкальных композиций, технологических инноваций. О том, как конкретно это сделать, рассказываем дальше.
Архитектура
Архитектура — сложный симбиоз искусства, науки и инженерного дела. Изучая здания и постройки, можно прокачать чувство композиции, пространственное мышление, познакомиться с необычными текстурами и материалами.
Что еще поможет развить архитектура?
- Восприятие пространства и композиции. Масштаб, глубина, перспектива — всё это проще усвоить по физически объемным объектам, чем по рисункам.
- Свет и тень. Игра света и тени в архитектуре формирует объем, глубину и даже настроение пространства. Глубокое понимание этого принципа позволит создавать динамичные, визуально интересные композиции в графическом дизайне, дизайне интерьера, фотографии.
- Функциональность и эргономика. Хорошая архитектура учит, как создавать пространства, удобные и функциональные для человека. Принципы эргономики и интуитивного дизайна важны при создании любых интерактивных интерфейсов: от сайтов до мобильных приложений.
Как развить насмотренность в дизайне, вдохновляясь архитектурой? Можно физически посещать интересные выставки, знакомиться с объектами как древней, так и самой современной архитектуры. Если возможности путешествовать нет, подойдут виртуальные туры.
Как еще развить насмотренность в дизайне? Следующий шаг — обратиться к современному или классическому искусству.
Изучение цветов в живописи помогает дизайнеру понимать, как цвет влияет на восприятие, что конкретно вызывает определенные эмоции у зрителя. Такая информация пригодится при разработке логотипов, упаковки, интерфейсов.
Искусство также учит выражению смыслов. Такие знания помогают создавать бренды, вызывающие определенные чувства, ассоциации, разрабатывать дизайн, отзывающийся целевой аудитории.
Разные художественные техники и материалы тоже помогают тренировать насмотренность в графическом дизайне. Приемы работы с текстурами, например, можно адаптировать и перенести в веб-дизайн, иллюстрацию, при оформлении упаковки. А изучение истории искусства и различных художественных стилей (от Ренессанса до арт-деко) позволяет создавать нешаблонные концепты.
Искусство
Как еще развить насмотренность в дизайне? Следующий шаг — обратиться к современному или классическому искусству.
Изучение цветов в живописи помогает дизайнеру понимать, как цвет влияет на восприятие, что конкретно вызывает определенные эмоции у зрителя. Такая информация пригодится при разработке логотипов, упаковки, интерфейсов.
Искусство также учит выражению смыслов. Такие знания помогают создавать бренды, вызывающие определенные чувства, ассоциации, разрабатывать дизайн, отзывающийся целевой аудитории.
Разные художественные техники и материалы тоже помогают тренировать насмотренность в графическом дизайне. Приемы работы с текстурами, например, можно адаптировать и перенести в веб-дизайн, иллюстрацию, при оформлении упаковки. А изучение истории искусства и различных художественных стилей (от Ренессанса до арт-деко) позволяет создавать нешаблонные концепты.
Музыка
Кажется, что музыка и дизайн — вещи, у которых не так много общего: ноты и мелодии трудно визуализировать. На самом деле музыка тоже может послужить источником для развития насмотренности, чувства композиции. Анализ музыкальной структуры (ритма, гармонии, темпа) позволяет понять глубинные принципы построения композиции, которые могут перекладываться и на визуальные решения.
Гармонические решения в музыке можно соотнести с использованием цвета, формы и текстуры в дизайне. Например, контраст, привлекающий внимание к кульминационным моментам в музыкальном произведении, есть и в дизайне. Как бывает и в музыке, какая-то часть визуальной композиции служит фоном, а какая-то — явно выделяется.
Наука
Насмотренность дизайнера — не воспоминания об удачном и неудачном, а глубокое понимание законов, управляющих миром. Отрасли науки, научные законы и принципы — тоже источник вдохновения при развитии насмотренности в графическом дизайне. Помогут как фундаментальные понятия из физики, так и более приземленные принципы из математики, геометрии, симметрии.
Возьмем масштаб. Научившись с ним обращаться, дизайнер может создавать гармоничные или наоборот кричащие, эксцентричные пространства (например, за счет нарушения человеческого масштаба).
Изучение золотого сечения, фракталов, симметрии и асимметрии тоже не пройдет даром. Усвоенные принципы позволят создавать логотипы и интерфейсы, которые люди будут воспринимать как единое целое, а не набор разрозненных деталей.