

Типографика — это больше, чем просто текст. Это способ направить внимание, подчеркнуть важное, донести смысл до читателя как можно быстрее. Правильное оформление помогает тексту «звучать» убедительно, а ошибки в типографике отталкивают. Получается, что с помощью типографики можно как усилить визуальное восприятие сообщения, так и напрочь лишить желания вникать в написанное.
Типографика часто становится основой дизайна бренда: шрифты, их сочетание и расположение формируют узнаваемый образ. Опытный дизайнер может с помощью визуального порядка в тексте создать необходимую эмоциональную связь и превратить обычные буквы в мощный инструмент коммуникации. Подробно о том, как это сделать, мы рассказываем на курсе «Графический дизайнер».
В этой же статье мы поделимся секретами оформления текста, который сразу привлечёт внимание, а ещё разберём ключевые правила и тренды, которые будут использоваться в 2024—2025 году.
Что такое типографика и зачем она нужна
Текст может «заговорить» с потребителем ещё до прочтения. Он за несколько секунд передаст настроение, подскажет, с чего нужно начать читать, и вообще о каком товаре/услуге идёт речь.
Например, афиша может привлечь внимание ярким заголовком, а аккуратно расположенный мелкий текст даёт нам всю необходимую информацию, но при этом не перегружает само изображение. Даже на небольшом пространстве упаковки шрифт может передать черты бренда — строгий и лаконичный для деловых товаров или округлый, весёлый для детских продуктов.
Типографика — это целая система визуальных решений. С помощью неё дизайнер управляет вниманием, настроением, желаниями аудитории.
Основные термины
Для грамотного использования типографики в дизайне нужно разбираться в основных терминах.
Кегль
Это размер шрифта, высота букв от основания до самой верхушки. Для обычного наборного текста чаще всего используют 12-й кегль.
Интерлиньяж (межстрочный интервал)
Это расстояние между строчками. При подборе интерлиньяжа учитывайте высоту выносных элементов, длину строки, кегль, общий объём текста. Универсального правила нет: один и тот же интерлиньяж будет выглядеть по-разному с разными шрифтами и в разных дизайнах.
Чем больше кегль, тем больше требуется интерлиньяж. Однако для крупных заголовков, например, на плакатах, иногда используют уменьшенный или даже отрицательный интерлиньяж, чтобы строки располагались ближе друг к другу и создавали более плотную композицию.
Кёрнинг
Это расстояние между буквами. Он выставляется автоматически, но иногда приходится точечно поправлять расстояние между отдельными буквами.
Трекинг
Это равномерное изменение расстояния между всеми буквами в тексте. В отличие от кёрнинга трекинг применяется ко всем символам в дизайне сразу.
Гарнитура
Это различные вариации одного и того же шрифта. Например, вы можете изменить стиль на жирный, курсив — всё это будет гарнитурой.
Классификация шрифтов
- Антиква
Отличается заметными засечками — это небольшие декоративные линии на концах буквенных элементов. Этот стиль часто используется в длинных текстах, так как засечки помогают глазу лучше «цепляться» за строки. Классический пример — Times New Roman.Шрифты с засечками на сайте Google Fonts
- Гротеск
Шрифт без засечек, ещё его называют «sans-serif». У стиля простые, гладкие очертания. Arial — один из самых известных гротесков. Гротеск используется в основном для интерфейсов и цифровых проектов, где важна визуальная ясность.Шрифты без засечек на сайте Google Fonts
- Полусериф
Гротеск и антиква вместе. Он имеет засечки, но они выполнены мягче и менее выражены, чем в антикве. Georgia — хороший пример полусерифа.
- Брусковый
Массивные шрифты с широкими засечками, толстыми линиями, напоминающими блоки или бруски. За счёт плотной графики они привлекают внимание и часто применяются в плакатах, заголовках. Impact — известный представитель, который используется там, где важно быстро захватить внимание аудитории.
- Акцидентные/декоративные
Обладают сложными, декоративными элементами, яркой графикой. С помощью них можно создать надписи, которые сразу бросаются в глаза. Они могут подражать рукописи, народной каллиграфии, граффити или иметь строгие, геометрические формы. Прекрасно подходят для заголовков, афиш, логотипов.Декоративные шрифты на сайте Fonts-Online
- Рукописный
Имитирует ручное письмо. Brush Script — популярный рукописный стиль, который часто применяется в приглашениях, открытках, декоративных текстах.Рукописные шрифты на сайте Google Fonts
Как и зачем сочетать разные шрифты
Сочетание различных стилей помогает создать визуальную иерархию и правильно расставить акценты. Если писать всё однообразным полотном, то суть ускользнёт от читателя, а использование разных шрифтов делает дизайн динамичнее, привлекательнее, и добавляет структуру.
Есть несколько правил. Есть будете их соблюдать, то избежите ошибок большинства новичков в графическом дизайне:
- Сохраняйте визуальную целостность проекта. Проще всего это сделать, если брать шрифты из одного семейства.
- Используйте шрифты с засечками и без. Так можно добавить контраст, но при этом не утяжелять визуал.
- Если пока мало опыта. Используйте не более 2-х шрифтов в одном проекте.
- Выберите какой-то стиль для заголовков, какой-то для основного текста и придерживайтесь этого правила. Если начнёте менять местами стили, то появится хаос, который будет сбивать читателя.
- Берите работы одного дизайнера. Автор интуитивно использует одинаковые пропорции, и его шрифты хорошо сочетаются друг с другом.
Анатомия типографики
Буквы в графическом дизайне — не просто инструмент для передачи информации. Каждая буква — элемент дизайна, у которого есть своя анатомия.
Линии
- линия верхних выносных (2). Иногда совпадает с линией прописных, но чаще — выше;
- линия прописных. Проходит по верхней границе прописных букв;
- линия строчных (1);
- базовая (4) — линия шрифтов. Проходит по нижним границам.
Штрихи:
- основной/штамб (7) — наиболее толстый;
- соединительный штрих — тоньше основного.
Выносные элементы:
- верхний (5) — выступающий выше линии строчных;
- нижний — свисающий ниже базовой.
Пустое пространство/межбуквенный просвет:
- внутрибуквенный просвет;
- ловушка — пустота/впадина на вершине внутреннего угла;
- заплечики — пространство над и под буквой.
Прочие элементы:
- вершина (3);
- горизонтальный элемент (6);
- полуовал (10);
- перекладина (15);
- нога (9);
- засечка (8);
- наплыв (11);
- ухо (14);
- петля (13)
Правила типографики
Создать логотип или рекламный плакат, полагаясь только на свой вкус, можно, но такие эксперименты редко нравятся клиентам и выходят в свет. Чтобы сделать действительно работающий проект, необходимо знать правила типографики.
- Не навредите
Создавая что-то новое, нужно помнить о целях и о связи бренда и пользователя. Тренды — это хорошо, когда они полностью отвечают нашим целям, но так бывает не всегда.Например, любимый всеми минимализм часто приводит к тому, что бренд теряет уникальность. Многие компании, используя однотипные шрифты и логотипы, сливаются с общей толпой конкурентов. Упрощённые визуальные образы не вызывают эмоций, поэтому люди просто не замечают их.
Именно в эту ловушку попал BURBERRY, когда компания в 2018 году сменила логотип на более минималистичный. Это привело к ослаблению эмоциональной связи с аудиторией. Такое упрощение стёрло уникальность бренда и вызвало кучу критики. Пришлось менять картинку и возвращаться к версии, которая была разработана аж в 1999 году.
Эволюция логотипов Burberry
- Подходящие шрифтыПопулярность шрифта вообще не даёт гарантии, что ваш дизайн заиграет новыми красками и будет замечен. Возьмём всё тех же BURBERRY. В конце 2010-х все поголовно полюбили стиль гротеск. Такое веяние моды отражалось и в логотипах. CHANEL, Saint Laurent, BURBERRY стали подозрительно похожи друг на друга. А ведь главная задача логотипа — выделить компанию среди конкурентов.
Гротескные логотипы из 2010-х
- Помните про иерархию
Тексту нужна строгая, понятная структура. Заголовки, подзаголовки, абзацы и расстояние между ними должны быть продуманы и смотреться гармонично.Гротескные логотипы из 2010-х
- Выделяйте главное
Наиболее значимые слова имеет смысл выделить из общего текста. Можно играть с размером, цветами, использовать курсив, но не переусердствуйте. Не нужно выделять большие куски или писать весь текст большими буквами, потому что каждое слово кажется вам важным.
Как использовать шрифт и не нарушать авторские права
Чтобы не нарушить авторские права на шрифты, начните с изучения лицензии, предоставленной правообладателем. Вообще, понять, что можно брать в свои проекты бесплатно, что покупать, а что вообще трогать нельзя — это то, что должен знать и уметь графический дизайнер. Даже если шрифт бесплатный, это не значит, что его можно использовать как угодно.
-
Читайте лицензию полностью
Если вы планируете применять шрифт в веб-проекте, проверьте, нужна ли отдельная лицензия для интернета. Некоторые лицензии ограничивают число проектов или количество пользователей, которые могут работать с этим шрифтом.
-
Если данных по лицензии нет, лучше отказаться от использования
Отсутствие информации не означает, что шрифт свободен для любых целей.
-
Если правила требуют указания источника, добавьте активную ссылку на автораВ других случаях это необязательно, но полезно для поддержания добрых отношений с создателем.
Тренды в типографике
Типографика — область, тренды которой не меняются быстро. Но всё равно мы отобрали основные направления, которые заметили в 2024 году.
- 3D-fonts
Используются в качестве главного акцента в композиции.FREE 3D cyrillic font — проект на Behance. Автор — Анна Орлова
- Antique design
Уже несколько лет наблюдаем элегантные начертания в заголовках, логотипах.Classical Museum Website | UI Concept | Web Design— проект на Behance. Автор — Han Nguyen
- Deformation design или спланированный хаос в дизайне
Это смесь нейтральных шрифтов, стилей, размеров, курсива, каллиграфии и выверенных букв. Обычно используется как «пятно» на минималистичном фоне, привлекающее внимание.Mt.Yasso— проект на Behance. Автор — Slowfire Design Office
- Дизайн текстом
Трендовый типографический приём — оформление без иллюстраций. Только печатный текст, собранный в блоки, без применения разных шрифтов.Poster Collection (2024)— проект на Behance. Автор — Ognjen Gligorijevic
- AI-morphism design
Это современный стиль, меняющий формы и элементы для создания уникальных изображений. Дизайнер берёт за основу физические формы и создаёт элемент типографики.Puff Type. Автор — evacremers.com
- Новая готика
Использование орнаментированных шрифтов в сочетании с нейтральными гротесками (например, Inter) создаёт современный типографический стиль. Такой приём уменьшает ощущение давящей мрачной «историчности», оставляя нотку эмоции, что делает дизайн запоминающимся.
Трендовый выбор достаточно большой, но ваша фантазия ещё больше. Не ограничивайте себя никакими трендами, а лучше подумайте, какие именно шрифты смогут наилучшим образом отразить смыслы бренда и донести суть до читателя.
Краткое содержание
Что такое типографика в графическом дизайне?
Типографика — визуальная работа с текстом, которая помогает донести смысл и вызвать нужные эмоции у зрителя.
Какие ключевые термины стоит знать для работы с типографикой?
- Кегль: размер.
- Интерлиньяж: расстояние между строчками.
- Кёрнинг и трекинг: настройка расстояний между буквами.
- Гарнитура шрифта: набор стилей и вариаций.
Какие есть тренды в типографике?
- 3D-шрифты.
- Античный стиль для логотипов и заголовков.
- Спланированный хаос.
- Текстовый дизайн без иллюстраций.
- Адаптация физических форм в текст.
- Современная готика.