Весенняя скидка до 50% + курс по нейросетям в подарок
Оставить заявку

Секреты допечатной подготовки: от правил к нужному результату

10 мин.
19.02.2025
261 Просмотр
Содержание
    Онлайн курс
    Профессия графический дизайнер

    Допечатная подготовка (препресс) — это целая система процессов, от которых зависит качество и точность печатного продукта. Важно учесть все этапы препресса, чтобы в результате печатная продукция выглядела так же идеально, как и на макете.

    Рассказываем, что нужно знать для подготовки дизайн-макета к печати в типографии: форматы изображения и цветовые модели, оверпринт, для чего используют Pantone, как проверить наложение красок ещё до печати.

    Зачем нужна предпечатная подготовка

    Если пропустить этот важный этап и отдать макет в типографию без подготовки, то результат будет непредсказуемым. В реальности цвета могут сильно отличаться от первоначального дизайна, неизбежно появление белых полос и смещение объектов макета. Всего этого получится избежать, если правильно провести допечатную подготовку.

    Подготовка макета к печати в типографии

    Работа группы студентов «Логомашина учит» в рамках проекта «Крутые студии». Источник: Behance

    Подготовка макета к печати в типографии

    Работа группы студентов «Логомашина учит» в рамках проекта «Крутые студии». Источник: Behance

    Представьте, что готовите для печати журнал, буклет или упаковку товара. Вот что нужно учесть, чтобы итоговый продукт выглядел именно так, как задумали:

    1. Цвета и чёткость — чтобы цвета на печати соответствовали оригиналу, нужно правильно настроить цветовую модель и разрешение изображений. Например, перевод из RGB (для экранов) в CMYK (для печати) предотвращает неожиданные изменения цветов.
      Выбор цветовой модели при препрессе

      Разница между RGB и CMYK. Источник: kartridges.ru

    2. Обрезка без потерь — чтобы правильно прорезать полиграфию после печати, предусматриваем вылеты. Это припуски, которые закладываются на этапе создания макета (обычно 2−3 мм с каждой стороны). Они срезаются и помогают избежать белых полей, полосок в готовом изделии. Кроме вылетов, в файлах для печати учитывают «безопасную зону» — это 3−5 мм полей с внутреннего края изображения. Вся важная информация (логотип, фото, графика или текст) располагаются на расстоянии около 7 мм вглубь от края макета.
    3. Точность текста и шрифтов — шрифты нужно переводить в кривые или встраивать в файл, чтобы типография напечатала их без изменений и ошибок. Именно так, как задумано.
      Допечатная подготовка макета

      Работа группы студентов в рамках проекта «Крутые студии». Источник: Behance

    4. Наложение цветов — чтобы цвета и линии не выглядели размыто, можно настроить наложение, особенно для тёмных элементов на светлом фоне.
    5. Правильный порядок страниц — для многостраничных макетов, например книг или журналов, важно, чтобы страницы печатались в правильном порядке, чтобы типография могла их правильно собрать.

    Шаг за шагом, проверяя макет на каждом этапе, вы избавляете себя от множества критических ошибок в будущем при печати макета. Грамотный препресс минимизирует брак, а значит и потери денег и времени.

    Кто занимается допечатной подготовкой

    Основные специалисты, которые участвуют в допечатной подготовке:

    • Дизайнер — если проект небольшой, то часто дизайнер сам отвечает за допечатную подготовку.
    • Верстальщик — если в печать уходит объёмная книга или журнал, верстальщик отвечает за порядок страниц, размещение текста и графики.
    • Технолог типографии — если допечатная подготовка проходит на стороне типографии, технолог помогает адаптировать макет под конкретное оборудование и стандарты.

    Совет: подготовку к печати нужно ещё на этапе разработки макета.

     

    Ключевые этапы предпечатной подготовки

    Да, именно дизайнер должен озаботиться этим вопросом. При этом не обязательно глубоко разбираться во всех нюансах работы типографии и технических тонкостях станков для печати.

    Однако специалист должен понимать базовые принципы допечатной подготовки. Иначе он рискует отдать в печать макет, который не соответствует требованиям типографии. И получить совсем не тот результат, который задумывался изначально.

    Поэтому графический дизайнер должен знать, чем отличаются технологии изготовления упаковки, к примеру, протеиновых батончиков и рекламного баннера 10×3 метра.

    Подробнее о том, какие профессиональные навыки графического дизайнера высоко ценятся на рынке труда, рассказали в нашем блоге. Там описали всё, что нужно знать и уметь, чтобы зарабатывать на творчестве.

    Онлайн-курс: Графический дизайн
    Обучаем дизайну с гарантией трудоустройства

    Из чего состоит препресс

    Перечислим ключевые этапы предпечатной подготовки макета:

    1. Проверить и скорректировать цветовую модель — перевести изображения из RGB в CMYK, чтобы цвета на печати максимально точно совпадали с оригиналом
    2. Настроить разрешение изображений — все изображения должны быть с высоким разрешением (оптимально 300 DPI) для качественной печати. Тогда финальный продукт получится чётким.
      Настройка разрешения изображения при препрессе

      Разрешение измеряется количеством пикселей на дюйм (dpi). Источник: Типография полного цикла ZZPOST

    3. Добавить вылеты — специальные поля за границами обрезки (обычно 3−5 мм), которые позволяют избежать белых полос после обрезки. Вылеты гарантируют, что печатный макет дойдёт до края страницы.
      Настройка вылетов при допечатной подготовке

      Источник: s14-group.ru

    4. Подготовить и проверить шрифты — чтобы исключить возможные замены или сбои в печати, шрифты можно перевести в кривые. Или же встроить в файл для печати.
    5. Создать спуски полос (импозицию) — упорядочить страницы в макете, чтобы правильно их скомпоновать для последующего скрепления и сборки. Это особенно важно для многостраничных книг и журналов.
    6. Проверить орфографию и внести правки — провести финальную проверку текстов на ошибки и корректность содержания, чтобы избежать опечаток.
    7. Подготовить файл к печати — сохранить в правильном формате, чаще всего в PDF, с нужными настройками: включением цветовых профилей, вылетов, обозначений обрезки и других параметров.
    8. Проверить совместимость с оборудованием типографии — требования к макету могут отличаться, уточняйте их у каждой конкретной типографии.
    9. Распечатать пробный оттиск, или сделать цветопробу — в крупных проектах обычно создают тестовый отпечаток для проверки цветов, качества изображений и общего вида, чтобы скорректировать макет перед основной печатью.

    Что обязательно нужно знать для выполнения препресса

    Чтобы подготовить макет к печати в типографии, нужно учитывать:

    Цветовые пространства и цветовой охват

    Цветовая модель — это математическая модель, которая представляет цвета как совокупность чисел. Для разных цветовых пространств используется разное количество чисел — их называют цветовыми компонентами или цветовыми координатами.

    Все возможные значения цветов, которые задает модель, определяют цветовое пространство. Графические дизайнеры чаще используют три из них:

    1. Цветовое пространство RGB
      Это пространство для отображения цвета на экранах. В нём каждый цвет кодируется базовыми значениями: Red (красный), Green (зелёный) и Blue (голубой). Это три оси с градацией значений от 0 до 255. Если все три значения сделать нулевыми, то получится чёрный цвет, а если поставить максимальное 255 — белый.Когда на компьютере создают макеты для печати, в основном используют RGB, а лишь на этапе предпечатной подготовки переключаются на другое пространство — CMYK.
    2. Цветовое пространство CMYK
      Диапазон цветов на печати уже, чем на экранах. Поэтому при подготовке изображения к печати его переводят в CMYK, чтобы заранее отследить все возможные проблемы отображения.Пространство CMYK построено на смешении четырёх типографских красок: Cyan (сине-зелёный), Magenta (пурпурный), Yellow (жёлтый) и Key («ключевой» цвет — чёрный). Значение каждого может меняться от 0 до 100%. Белый цвет в пространстве CMYK — это отсутствие краски.Чёрный на печати — это сочетание розового, голубого и жёлтого. Однако в CMYK есть отдельный чёрный цвет. Он нужен по трём причинам:

      → Идеальной краски не бывает. На практике, если смешать три цвета, можно получить грязно-коричневый.

      → Цветные краски дороже. Например, если нужен тёмно-красный цвет, можно составить его из красного, синего и зелёного, а можно — из красного и чёрного. Второй вариант будет бюджетнее.

      → У бумаги ограниченная впитывающая способность. Чтобы из голубого, розового и жёлтого получить максимально близкий к чёрному цвет, на лист нанесут 300% краски — газетная бумага от такого превратится в мокрую тряпку. А чистый чёрный цвет — это всего лишь 100% краски.

    3. Pantone
      Система стандартизированных цветов, известных как spot colors. Эти цвета смешиваются заранее и позволяют получить точный оттенок, недоступный в модели CMYK. Используется для логотипов, фирменных цветов и особых элементов, где важно точно воспроизвести определённый цвет.
      Не всю полиграфию нужно печатать пантоном. Но есть случаи, когда это оптимально:→ Печать имиджевой полиграфии

      Знаменитая продукция The Coca-Cola Company — яркий пример. Во всех странах мира, где продается знаменитый напиток, баночка или этикетка будут того самого красного цвета.Некоторые крупные компании идут ещё дальше и регистрируют на себя даже отдельные цвета, например Tiffany или Mattel (Barbie).

      Использование Pantone при подготовке макета к печати в типографии

      Источник: статья Закари Крокетт о корпоративных цветах

      → Печать металлизированными красками

      Пример: бумажные стаканчики, оформленные при помощи металлизированной краски. Стандартная печать не способна печатать золотым или серебряным цветом, поэтому для таких декоративных красок создали свои каталоги. Здесь надо смотреть, что лучше: краска или фольга.

      → Малокрасочная полиграфическая печать
      Книга от издательства «Альпина» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай» — хороший пример двухкрасочной печати: использовали чёрный и оранжевый.
      Двухкрасочная печать

      Источник: playbookpro.ru

      Сейчас не так много издательств печатает цветные книги, потому что это дорого. Но чёрно-белый вариант тоже смотрится как-то не очень. Поэтому золотая середина — использовать чёрно-белую печать + 1 (редко 2) цвета пантон. В итоге книга получается вроде и цветной, но при этом более дешевой в производстве, потому что вместо 4-х цветов стандартной печати CMYK нужно оплатить только 2 или 3.

      Совет. Уточните в типографии, сколько стоит такой вариант печати. Потому что сделать замес некоторых пантонов дороже, чем воспроизвести печать из 4 стандартных цветов. Ещё важно учитывать, что, возможно, конфигурация печатного оборудования конкретной типографии, тиражность вашего заказа или же ваш макет не позволят достичь нужного вам эффекта.

    Формат изображения

    1. Растровые форматы изображений
      Преимущество растровой графики — в цветовых возможностях. Она позволяет хорошо передавать градиенты и цветовые переходы на сложных иллюстрациях. Но если увеличивать изображение, его качество будет ухудшаться.

      → PNG (Portable Network Graphics)

      Удобный формат, но только для размещения файла в электронном виде. PNG совершенно не подходит для полиграфии. Пользователи ищут в поисковике изображения именно в PNG, когда для графического элемента не нужен фон.

      Преимущества: прозрачный фон, поддержка более 15 млн оттенков, совместимость с различными браузерами и ПО, сжатие без больших потерь в качестве.

      Недостатки: при печати изображения получаются низкого качества, а сами файлы — большого размера.

      → JPEG (Joint Photographic Experts Group)

      Баннеры, материалы для полиграфии в высоком разрешении, картинки из соцсетей, файлы цифровых камер используют, сохраняют и размещают именно в JPEG. Предназначен для хранения изображений в сжатом виде.

      Преимущества: хорошая цветопередача, поддержка во всех браузерах и совместимость со всеми распространенными программами, быстрая загрузка.

      Недостаток: потеря качества при сжатии.

      → TIFF (Tagged Image File Format)

      Растровая графика, которую можно сжать без последствий. Даже если вы скопировали, повторно сохранили или изменили размер исходной картинки, разрешение никак не пострадает. Оригинал легко восстановить на любом этапе. Его используют при сканировании и печати, потому что сохраняет глубину цветов изображения.

      Преимущества: сжатие без ухудшения качества, поддержка прозрачных и векторных слоев, после редактирования можно восстановить оригинал.

      Недостатки: большой «вес» файла, несовместимость с устаревшими версиями программ для редактирования.

    2. Векторные форматы изображений
      Преимущество векторной графики — в бесконечном размере. Все кривые линии заданы математической формулой, поэтому при увеличении изображения новые точки будут вычисляться и «дорисовываться» до нужного значения.

    Overprint (наложение)

    Overprint (наложение) — это настройка, которая позволяет печатать один цвет поверх другого, но не вытеснять его. Используется, чтобы избежать случайных белых просветов на стыках цветов или чтобы создать уникальные визуальные эффекты.

    В графических редакторах, например Adobe Illustrator или InDesign, есть режим Overprint Preview. Он позволяет увидеть, как будет выглядеть наложение цветов на финальном оттиске.

    Во всех тонкостях и этапах допечатной подготовки можно разобраться на годовом курсе «Графический дизайнер» с гарантией трудоустройства от «Логомашина учит».

    Какие требования могут быть у типографий

    В препрессе обычно проверяют: формат файла, перевод шрифтов в кривые, цветовые модели, Overprint, материал и вид печати.

    Требования типографий к предпечатной подготовке

    Техтребования «Амигопринт»

    Требования типографий к допечатной подготовке макета

    Техтребования к макету «PROДвижение»

    Онлайн-курс: Графический дизайн
    Обучаем дизайну с гарантией трудоустройства

     

    Краткое содержание

    Допечатная подготовка — это не просто финальная проверка макета, а комплексный процесс, от которого зависит качество и точность итогового печатного продукта. Если не соблюдать её правила, можно получить неожиданные результаты в виде искажённых цветов, белых полос, размытого текста.

    Правильный препресс позволяет избежать ошибок, сэкономить ресурсы, сохранить качество и учесть требования типографии.

    Грамотная допечатная подготовка — это залог того, что макет будет выглядеть именно так, как задумывалось, а печатный продукт — полностью удовлетворит как заказчика, так и конечного потребителя.

    Читайте также

    Модели аниме Anything V3 – Эта модель идеально подходит для более фэнтезийных, мистических или футуристичных...
    12 мин
    15 Просмотров
    20.03.2025
    Если вы нажимаете кнопки в приложении, отправляете файл в корзину, листаете фотографии в ленте, выходите в сеть или просто пользуетесь...
    7 мин
    70 Просмотров
    14.03.2025
    Современные сайты и приложения мы используем каждый день, часто даже не задумываясь о том, как они работают. А работают они,...
    6 мин
    65 Просмотров
    14.03.2025
    Количество информации, окружающей человека, настолько велико, что у большинства людей нет времени, желания вчитываться в...
    8 мин
    50 Просмотров
    13.03.2025
    Самая сложная задача для начинающего дизайнера — найти первых клиентов. Вы только что закончили обучение,...
    8 мин
    63 Просмотра
    13.03.2025
    Графический дизайнер может всё: рисовать иллюстрации, делать логотипы, разрабатывать фирменный стиль, собирать презентации и даже...
    9 мин
    153 Просмотра
    10.03.2025
    Компаний в России — сотни тысяч, и почти у каждой есть свой логотип. Конечно, кто-то...
    7 мин
    141 Просмотр
    05.03.2025
    Давайте сразу обозначим, что «без опыта» — это условная фраза. Если вы проходили обучение или...
    8 мин
    145 Просмотров
    04.03.2025